“Сибирская школа дизайна”
Вовлечённость студентов в организационные вопросы стала выше.
У нас запрещено выходить на связь с человеком, который в отпуске или на больничном.
Каждый может взять сколько угодно отпусков, по согласованию с командой.
Привет!
Меня зовут Марина, я из Красноярска. Мой проект – “Сибирская школа дизайна” в Красноярске. Школа основана в 2012 году.
Лишь в прошлом году я узнала про парадигмы эволюции компаний, термин бирюзовость и то, что наша компания имеет много признаков бирюзовости. Расскажу про путь развития компании и меня лично, так как развитие личности руководителя это главный источник перемен.
В 2012 году я открыла маленькую школу с курсами дизайна. Тогда у нас было одно помещение 35 квадратов и несколько преподавателей. На тот момент опыта в управлении у меня не было, лишь опыт управления проектами в продажах. И я использовала классическую иерархическую модель управления школой. Была Я с массой идей в голове и задачи, которые необходимо было выполнять. Их я делегировала и лично контролировала ход их исполнения. Отмечу то, что на курсах была монополия преподавателей и если у кого-то случались различные обстоятельства, возникала пожарная ситуация, когда нужно было искать замену или отменять занятия.
Постепенно школа разрасталась: новые курсы, новые люди, новые процессы. И через пару лет у меня возник кризис из-за перегруженности задачами, запросами от людей, новыми идеями, которые хотелось реализовать, но времени не хватало. Появилось желание избавиться от всего этого и снова уйти в продажи.
Совершенно случайно я наткнулась на анонс мастер-класса по творческому мышлению преподавателей “Британской высшей школы дизайна” – Марии Сташенко и Лилии Чуевой. Поскольку мне на тот момент была интересна тема британских подходов в образовании, поехала учиться.
Этот двухдневный мастер-класс перевернул всё моё сознание, потому что я узнала, что есть другие эффективные способы взаимодействия с людьми без контроля, увлечённо и по собственному желанию. Главное что я узнала за эти два дня: работать в команде намного эффективней, про фасилитацию и визуализацию с помощью стикерных карт. Появились новые фокусы и темы для изучения! Появились силы двигаться дальше!
Позже я ездила на курс “Творческое предпринимательство” в “Британку”. В основе курса также лежат эти три составляющие.
Я начала пробовать всё это на своём проекте. Мы провели большое исследование образования, я научила преподавателей творческому мышлению, начала пробовать формировать команду.
Позже я устранила на многих курсах монополию – назначила кураторов и они уже подбирали себе команду на курс и проектировали программу курса. Так у нас появился первый вариант самоорганизующихся команд. Контроль работы кураторов всё же остался за мной.
Но в итоге получилась не лучшая схема: команды курсов и одна команда администрации. Через какое-то время возникло большое напряжение в отношениях команд курсов с администрацией. Причина следующая: команды курсов отправляли различные запросы в администрацию, а администрация не успевала обрабатывать запросы. Получился эффект неуслышанности и непонятости. К слову сказать, через администрацию проходило, как оказалось много “лишних” задач.
В 2016 году у нас случился переезд в новое помещение. Мы инвестировали средства в проектирование и ремонт пространства школы. Получился очень стильный лофт в центре Красноярска 500 квадратных метров. Плюс у меня родился второй ребенок.
Много процессов, задач, работа с людьми – снова случился кризис, когда хотелось избавиться от школы.
Чуть позже я углубилась в изучении методов фасилитации. И это тоже перевернуло моё сознание, пришлось очень много над собой работать. Фасилитация – это как раз про команды и прекрасная возможность вовлекать людей в работу, чтобы они чувствовали себя полезными.
Тут пришлось перестроиться: раньше я была центром внимания, генератором гениальных идей и ответственности гораздо больше. Ты придумала – ты рули процессами!
Я поняла, как много ответственности люди перекладывают на меня: ты даёшь задание, человек говорит, что у него что-то не получается, и не успела оглянуться, как ты решаешь задачу за человека. Этот момент я тоже научилась отрабатывать. Я стала говорить: я могу тебе помочь, но только завтра или послезавтра. Это стимулировало людей самим решать задачи и трудности. А когда я приходила и спрашивала нужна ли моя помощь, они говорили, что уже разобрались!
Фасилитатор же ведет группу людей к принятию решения, держит задачу в фокусе, инициирует обсуждения. НО! Не принимает участия в процессе работы и не участвует в принятии решения. Тут-то и вся сложность! Многие руководители бояться отпустить и довериться людям: “Да какое они решение придумают? Я же лучше знаю!..”
А здесь ДОВЕРИЕ к людям, это основа взаимоотношений.
Честно скажу, меня ломало! Ломало говорить и участвовать в обсуждениях! И бывало, я срывалась и включалась в обсуждения! И слышно меня было громче всех! Это большое усилие над собой – молчать и слушать других!
Этот период меня многому научил, как в профессиональном, так и личном плане. И главная награда – это колоссальная экономия энергии и времени! А для меня на тот момент – мамы двух детей – это было очень важно.
Когда люди сами придумывают идею, они готовы сами взять за нее на себя ответственность и вести ее до результата! Фасилитация помогла мне очень экономить время и сделать наши встречи осмысленными.
Позже возникла другая проблема – частые встречи привели к усталости людей. Им надоело ходить на встречи, их слишком много. Они просто стали находить причины, чтобы не ходить. Мы также пересмотрели формат встреч и необходимость в их участии. Есть 3 ежегодные обязательные для всех встречи. В остальных рабочих встречах можно участвовать по желанию.
Но по-настоящему понять, что такое команда и принципы её взаимодействия мне удалось лишь 1,5 года назад, пройдя ещё один курс обучения “Эффективные команды”. Совершенно случайно мы прошли этот курс вместе с командой, от чего получили удивительный эффект вовлеченности, стали более сплоченными, и взаимопонимание стало лучше. Вывод после обучения такой, что периодически необходимы образовательные мероприятия для всей команды и стратегические сессии, плюс неформальные мероприятия. Это все создаёт более качественный клей между людьми.
Подведу итоги. Как сейчас работает школа?
-
- На 80% школа работает по принципу самоорганизующихся команд.
-
- В году у нас есть всего 3 общекомандные встречи. Остальные встречи рабочие – внутри команд.
-
- Я выполняю роль фасилитатора и консультанта в команде и участвую в жизни команд по их запросу. Они полностью автономны.
-
- Вовлечённость студентов в организационные вопросы стала выше.
-
- У нас запрещено выходить на связь с человеком, который в отпуске или на больничном.
-
- Люди не работаю сверхурочно без собственного желания.
-
- Каждый может взять сколько угодно отпусков, по согласованию с командой.
-
- Зарплату мы обсуждаем вместе. И если есть необходимость её повышения, обсуждаем с человеком его задачи и причины, по которым он хочет повышения. Сопоставляем с нашими возможностями и находим золотую середину.
-
- Каждый в команде СВОБОДЕН и это является нашей главной ценностью.
-
- Вместе с командой мы разработали Манифест, который содержит правила, которыми мы руководствуемся в общении друг с другом. Это очень помогает решать спорные ситуации.
-
- Наши студенты приходят к нам, чтобы тоже обрести свободу: внутреннюю и свободу мышления.
- В начале 2019 года у нас упали продажи, но у нас нет паники, и мы планируем вместе с командой решать имеющиеся трудности.
Что такое бирюзовость, по моему, мнению? Это состояние души! Это очень сильное желание быть свободным, быть в обществе свободных и благодарных друг другу людей. Освободиться от рутины и перестать решать за других.
Вовлечённость студентов в организационные вопросы стала выше.
У нас запрещено выходить на связь с человеком, который в отпуске или на больничном.
Каждый может взять сколько угодно отпусков, по согласованию с командой.
Расположенная среди оживленных улочек Ханоя, компания “Амбер Онлайн Эдукэйшн”, предоставляющая услуги онлайн-обучения таким титанам, как “Самсунг” и “Элджи”, создала свою…
В книге много говорится про заботу о клиенте, которая и привела компанию “Запос” (в переводе на русский “башмак”) – к…
От семинара к семинару, от одного клиента к другому, сотрудники различных уровней и должностей задают мне один и тот же…