измерение “бирюзовости”
Бирюзовое управление – это скорее путь, а не конечная точка. Сама же концепция – про то, что нужно отходить от развешивания и срывания ярлыков, пусть, даже и “бирюзовой организации” или “красного руководителя”, что бы это не значило. Поэтому любое настоящее тестирование на тип управления в конкретной организации будет условным и с проявлением всех оттенков в каждой, да ещё и переливами от подразделения к подразделению. Однако, чтобы понимать, какие аспекты можно менять, и какое движение скорее будет тем самым бирюзовым путём, а какое нет – я в своё время сформировал и разместил опросник на цвет управления по адресу: https://biryuzovie.ru/ – прямо на самом верху главной страницы. Причём, если до нажатия кнопки “Начать”, указать электронку, то на неё придёт подробный анализ пройденного теста, а если попросить заполнить разные подразделения или организации холдинга, указав их в соответствующих ячейках, то инфа на внесённую электронку придёт и с этими данными тоже. Таким образом можно построить карту всей организации с пониманием, кому и какие изменения окажутся желанными, и где будет проще их реализовать. Данное тестирование за 5 лет его размещения на данном портале прошли уже более тысячи раз, что позволило доработать вопросы и ответы, дабы они давали наиболее точную картину. К минусам можно отнести, что в итоге указывается вся палитра представленных в организации цветов управления, а не даётся 1 однозначный, поэтому если стоúт именно последняя задача, то данный инструмент не подходит. Также в тесте используется цветовая система Разгуляева, описанная в книге “Бирюзовое управление на практике. Опыт российских компаний”, которая хотя и повторяет по части цветов популярные схемы Лалу и Бека, но и немного отличается от них:
Дон Бек |
Фредерик Лалу | Валера Разгуляев |
бежевый | инфракрасный | |
фиолетовый |
пурпурный | синий |
зелёный | зелёный | |
красный |
красный | |
синий |
янтарный | жёлтый |
оранжевый | оранжевый | |
жёлтый |
бирюзовый |
|
бирюзовый |
ультрафиолетовый |
Кроме всего этого из-за большого количества ответов на каждый вопрос, тестирование стало достаточно сложным и долгим, а результаты – не такими однозначными и яркими.
Затем в рамках консультационно-образовательной компании «Бейонд Тэйлор», куда я перешёл, чтобы нести в другие организации выработанную и апробированную нами на себе во «Вкусвилле» систему управления – клиентократию, у нас возникла более практическая задача быстро понять, есть ли у компании-клиента следующие управленческие проблемы:
- высокие затраты на управление,
- постоянная перегруженность руководства,
- медленное решение проблем,
- потеря мотивации и инициативы сотрудниками,
- размазывание и перекладывание ответственности,
- войны между подразделениями,
- потеря обратной связи, в том числе от рынка,
- проекты идут медленно и плохо,
- расчеловечивание сотрудников в компании.
Для этого мы выявили 18 индикаторов бюрократизации организации, по которым можно косвенно судить о том, насколько наша клиентократия поможет там. По каждому пункту уже всего 2 варианта односложных ответа: «да» или «нет» – а по количеству «горящих» индикаторов легко понять, насколько актуальны наши услуги.
- Решения принимаются, опираясь в первую очередь на финансовый успех, а не на то, как это повлияет на клиента.
- У сотрудников компании нет чёткого понимания потребностей и болей клиента, которые снимает наш товар или услуга.
- При ответе на вопрос: «Кто первый заметит, если вы сделаете свою работу плохо?» – сотрудники назовут своего начальника, его руководителя или генерального директора.
- Решения зачастую принимаются без обсуждения с теми, на кого они влияют.
- Планы разрабатывают «сверху», а не их исполнители.
- Есть фиксированный бюджет, который не перерасходовать важнее результата, который можно получить за счёт его невыполнения.
- Нет возможности выбрать без согласования альтернативного поставщика продукта или услуги.
- В компании применяются штрафы и наказания за ошибки.
- Юристы, бухгалтерия, служба безопасности выполняют роль согласователей, а не консультантов.
- В компании нет оперативного доступа к обратной связи от клиента, отсутствуют показатели, по которым можно оценить их удовлетворённость.
- Для сотрудников закрыты данные о финансовых результатах организации или команды.
- Оценка работы сотрудников происходит по задачам или по достижению KPI.
- Размер бонусов или премий сотрудникам устанавливает руководитель.
- Переменная часть заработной платы, бонус или премия ограничены сверху, и составляет менее 40% от фонда оплаты труда.
- Не всем в организации доступно проведение экспериментов.
- Отсутствие ошибок – это критерий успеха.
- Решения принимаются в первую очередь на основе внутренних процессов и регламентов, а не для удовлетворения потребности клиента.
- Чтобы договориться с сотрудником другого подразделения о совместной работе, надо согласовать это с его руководителем.
И уже после этого, в прошлом году на конференции «Живая компания», где докладчики делятся передовым опытом движения по пути самоуправления в России, у сооснователя «Здравого Смысла» Дмитрия Зацепина произошёл короткий диалог с директором по развитию бизнес-системы «Севергрупп» Александром Колобовым, который сказал, что сейчас всё непонятно, что к чему: какие-то практики, процессы, … – а в действительности какой-то сферический вакуум даже в определении самоуправления или бирюзы в компании. И дальше уже в чате «Телеграма» по социократии: https://t.me/sociocracy3 – начали эти вопросы задаваться, что такое «бирюзовая компания», и там ответы звучали, что если собственник считает, будто его компания бирюзовая, то она уже бирюзовая. При этом кто-то использует эту тему для хайпа, а чаще собственники искренне сами заблуждаются и думают, что у них какая-то «бирюзовая компания», а на самом деле это не так. В общем, это проблематика, что непонятно, какое управление можно называть бирюзовым из-за того, что многие компании используют это для пиара или не понимая сами, что делают, чем нивелируется сам смысл всего. И для помощи с этим компаниям, я подключился к работе «Здравого Смысла» в лице Димы Зацепина и Миши Рябова, чтобы через опросник дать возможность посмотреть именно на первого кита бирюзового управления – весь спектр самоуправления, потому что он довольно-таки широкий. Это, конечно, не делает компанию бирюзовой, если в ней самоуправление. Например, если она занимается торговлей наркотиками, то она никогда не станет бирюзовой, но мы сможем оценить, есть ли у них самоуправление. Дело в том, что второго кита бирюзового управления – эволюционную цель, и насколько компания следует ей – проверить гораздо сложнее. Ну, а третьего – целостность, наверное, самое сложное, это нужно только поработать в компании, чтобы понять целостные ли там люди, так как последнее – про принятие на работе человека таким, какой он есть. Пройти же опрос на степень проявленности самоуправления в организации можно уже сейчас по ссылке: https://bit.ly/3qt9cmW – пока он работает, как персональные рекомендации по итогам его заполнения. Но сами ответы на каждый вопрос уже заставят задуматься любого, что ещё ему можно изменить в своей компании для увеличения самоуправления в ней.
Валера Разгуляев
Найти нужных людей сложно. Опрос руководителей компаний “ПрайсуотрхаусКуперс” показал, что 93% руководителей компаний испытывают потребность в более эффективных способах привлечения…
Почему компании переходят на самоуправление? Мы привыкли, что в любой компании есть начальники и исполнители, однако в последние годы появляются…
Меня часто спрашивают, а возможно ли бирюзовое управление на стройке? Мой ответ: “Однозначно, да, хотя у данной отрасли, конечно же,…