Об устаревшем взгляде на профессию

Чем лучшие компании отличаются от посредственных? Количеством успешных инициатив. Чем больше хороших идей реализуются в виде проектов, тем круче результат. Банально, общеизвестно, но логично.

Откуда берутся хорошие идеи? От умных и инициативных сотрудников. Именно их целеустремленность позволяет эти идеи реализовать. Опять банально и общеизвестно, но снова логично.

Но откуда же берутся эти самые умные, инициативные и целеустремленные сотрудники? А точнее куда они деваются с годами, проведенными в компании? Как сделать так, чтобы эти качества со временем не утрачивались?

***

Одна из основных аксиом, которая приведена в любом классическом учебнике управления: управленец – это профессия, управление – это наука. Руководитель растёт и развивается не в функции, а кросс-функционально.

Но причём здесь инициативность сотрудников и их хорошие идеи? Всё очень просто. Зрелый и состоявшийся руководитель, знающий реальную структуру и расстановку сил в компании, имеющий авторитет среди коллег оказывается в новой для себя функции без экспертизы. Он начинает быстро учиться, видит множество недостатков и возможностей и, благодаря положению, быстро внедряет свои новые идеи. Новичок извне этого не может, ещё не имея силы. Зрелый менеджер, находящийся на позиции несколько лет или выросший в функции, уже возможностей не видит и учиться, как правило, не хочет. Стимулируя такие ротации, компания получает огромный выигрыш.

Почему ценность описанного подхода для человека ещё выше, чем для самой компании? В нашей, российской, традиции компетенции руководителя и эксперта вообще трудноразличимы. Руководитель – это обычно лучший специалист по старой советской привычке, получивший руководящую должность в награду. То есть глубокая экспертиза становится обязательным условием доступа специалиста к руководству, а организаторские способности и готовность принимать решения отходят на второй план.

Смена функции – горизонтальная ротация – при такой формулировке невозможна по определению. Люди оказываются замкнутыми своим изначальным опытом, ибо движение в сторону для них означает начало «с нуля». С последствиями в виде потери в доходе и голодными конкурентами в лице выпускников высших учебных заведений. Не имея большого интереса к текущей функции, зарыв истинный талант, остаётся строитель простым инженером, а финансист всего лишь бухгалтером, без высоких целей и с нереализованными способностями лишь потому, что интерес к текущей функции утрачен, а перспектива не мотивирует совершенно.

Кто-то, конечно, плюнет в конце концов и состоится, как предприниматель. Но сколько таких?

А российские компании от нереализованного потенциала умных людей продолжит ежедневно терять миллиарды. А ведь и фундамент новшеств, о которых мы столько говорим, это не столько центры научных исследований конструкторской разработки и даже не Сколково. Новаторское развитие – это критическая масса маленьких изящных идей и небольших проектов на местах, реализованных умными, инициативными и целеустремленными сотрудниками, с которыми у нас настоящая беда. Из-за устаревших взглядов и убеждений.

 

Богдан Голованов